ПЕДСОВЕТ: «ФГОС третьего поколения»

31 марта в Центре «Открытый мир» состоялся педагогический совет на тему «ФГОС третьего поколения».

С докладом-презентацией «Основные изменения в федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения» выступила заместитель директора по учебно-методической работе Юлия Васильевна Глазунова:

— «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен», если вы не сможете воспользоваться преимуществами этих перемен, — словами старинной китайской пословицы начала свой доклад Юлия Васильевна. – В современном мире – мире перемен – совершаются новые открытия, создаются новые технологии, внедряются инновации в производстве, формируется новая экономическая система. Педагог в этом меняющемся мире должен воспитать и обучить человека нового мира посредством нового образования – образования 21 века. Благодаря новому образованию учащийся обретает знания, навыки, формирует характер, получает метаобучение — размышляет и адаптируется в мире — и метапознания – развивается.

ФГОС – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарты третьего поколения ориентированы на то, чтобы отбор содержания в обновленном формате происходил с учетом традиционного подхода и новых требований к учебной и воспитательной деятельности, а также требований контроля к образовательным процедурам. ФГОС регулируется ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ и Конституцией РФ.

Современная единая система образования –  это гарантия равенства ресурсов, условий и возможностей, это единый стандарт образовательного стандарта, единые подходы к формированию содержания образования, воспитания детей и молодежи, единая система мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций.

В обновленных ФГОС заключены ключевые приоритеты системы образования:

—  единство образовательного пространства РФ;

— единство учебной и воспитательной деятельности;

— развитие личностных качеств для адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды;

— безопасное исследование цифровых технологий.

ФГОС включает требования к основной образовательной программе:

— к структуре ООП;

— к результатам ООП;

— к условиям реализации ООП.

Какие результаты должна обеспечить выпускникам современная школа:

— предметные;

— метапредметные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция;

— личностные.

Выпускник должен знать способы решения задач, уметь совершать логические действия и операции, искать, отбирать, структурировать информацию, моделировать, владеть смысловым чтением. В коммуникативной деятельности должен уметь выражать свои мысли, ставить вопросы, разрешать или предотвращать конфликты, управлять поведением партнера, планировать учебное сотрудничество.

Важным пунктом ФГОС третьего поколения является понятие «функциональная грамотность», это:

— математическая грамотность;

— читательская грамотность;

— цифровая/компьютерная грамотность;

— креативное и критическое мышление;

— глобальные компетенции.

Согласно ФЗ от 24.09.2022 №371-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в РФ» и статью 1 ФЗ «Об обязательных образовательных требованиях РФ» обучение по единым федеральным общеобразовательным программам будет реализовываться с 1 сентября 2023 года.

По обновленным  ФГОС предусмотрено усиление воспитательного компонента в образовании.

В программно-методическом обеспечении общего образования обучающихся с ОВЗ появилось два новых раздела: «Федеральная рабочая программа воспитания» и «Федеральный календарный план воспитательной работы».

Евгения Михайловна Белокрылова, заместитель директора по учебной работе, выступила с докладом «Новые ФГОС: изменения при реализации АООП для обучающихся с нарушением слуха в 2022-2023 учебном году»:

— С 1 сентября 2022 года   ФГОС  ООО начал  действовать   в каждой образовательной организации. В Центре специального образования два класса с нарушением слуха начали обучение по обновленным ФГОС, — рассказала она. — В соответствии с частью 1 статьи 11  Федерального закона от  29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают преемственность основных государственных программ.  Полный переход на обновленный ФГОС  начальной школы завершится в 2025/26,  основной школы – в 2026/27 учебном году.  Образовательные организации реализующие АООП ООО закончат переход  на новый стандарт в 2027/2028 учебном году.

Для организации основного общего образования обучающихся с  нарушением слуха разработана  адаптированная  основная  общеобразовательная программа основного общего образования с учетом требований ФГОС  ООО и опорой на программные материалы ПАООП обучающихся с нарушением слуха. (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22). АООП ООО  для обучающихся с нарушением слуха в Центре специального образования разработана в соответствии с  указанными требованиями, и срок обучения составляет 6 лет. При освоении  адаптированной программы  объем аудиторных часов не превышает  6018.

В  учебный план внесены следующие изменения:

— из обязательных предметов исключен учебный предмет «Музыка»;

— в предметную область «Русский язык и литература» включен учебный предмет «Развитие речи», по которому предметные результаты разработаны самостоятельно  с учетом особых образовательных потребностей обучающихся  и  состоянием слуховой функции;

— в предметной области «Математика и информатика» учебный предмет «Математика»  включает учебные курсы: «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»;

— в предметной области «Общенаучные предметы» учебный предмет «История» включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история»;

— в предметной области «Основы духовно — нравственной  культуры народов России» осуществляется выбор одного из  учебных курсов ( учебных модулей) из перечня, предлагаемого организацией,  определяется по заявлению обучающих, родителей (законных представителей);

— в  Центре специального образования  выбран учебный предмет (модуль) «Основы религиозных культур народов России»;

— внесены изменения в сроки и продолжительность изучения иностранного языка;

— исключен учебный предмет «Физическая культура» и включен учебный предмет «Адаптивная физическая культура», предметные результаты по которой определены образовательной организацией  с учетом состояния  здоровья обучающихся.

Программа коррекционной работы

Цель: определение и реализация в образовательно-коррекционном процессе комплексной системы педагогической, психолого-педагогической и социально-педагогической помощи обучающимся с нарушениями слуха для успешного освоения адаптированной основной образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности обучающегося для самореализации в обществе.

Задача программы:

— выявление особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха в ходе комплексного психолого-педагогического обследования;

— разработка и реализация Индивидуального плана коррекционно-развивающей работы  каждого обучающегося с нарушением слуха с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА, а также ПМПК образовательного учреждения по результатам комплексного психолого-педагогического обследования;

— разработка и проведение коррекционно-развивающих курсов в соответствии с Индивидуальным планом коррекционной работы каждого обучающегося с нарушением слуха, реализуемых в процессе внеурочной деятельности:

  1. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ТЕХНИКА РЕЧИ (фронтальные занятия);
  2. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ;
  3. РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Внесены  изменения в структуру рабочей программы воспитания. Новые стандарты конкретизируют содержание календарного плана воспитательной работы, который входит в организационный раздел АООП ООО.

План содержит перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит Центр специального образования.

При реализации ФГОС ООО выявлены проблемы преемственности образовательных программ по учебному предмету «Иностранный язык» (английский) между начальным и основным образовательными уровнями. Об этом подробно в своем докладе рассказала Елена Васильевна Кузьмина.

     Алексей Александрович Номоконов, директор Центра, подвел итоги. Педагоги проголосовали за принятие решений педагогического совета.

Материал подготовила Е.В. Муратова