31 марта в Центре «Открытый мир» состоялся педагогический совет на тему «ФГОС третьего поколения».
С докладом-презентацией «Основные изменения в федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения» выступила заместитель директора по учебно-методической работе Юлия Васильевна Глазунова:
— «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен», если вы не сможете воспользоваться преимуществами этих перемен, — словами старинной китайской пословицы начала свой доклад Юлия Васильевна. – В современном мире – мире перемен – совершаются новые открытия, создаются новые технологии, внедряются инновации в производстве, формируется новая экономическая система. Педагог в этом меняющемся мире должен воспитать и обучить человека нового мира посредством нового образования – образования 21 века. Благодаря новому образованию учащийся обретает знания, навыки, формирует характер, получает метаобучение — размышляет и адаптируется в мире — и метапознания – развивается.
ФГОС – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарты третьего поколения ориентированы на то, чтобы отбор содержания в обновленном формате происходил с учетом традиционного подхода и новых требований к учебной и воспитательной деятельности, а также требований контроля к образовательным процедурам. ФГОС регулируется ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ и Конституцией РФ.
Современная единая система образования – это гарантия равенства ресурсов, условий и возможностей, это единый стандарт образовательного стандарта, единые подходы к формированию содержания образования, воспитания детей и молодежи, единая система мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций.
В обновленных ФГОС заключены ключевые приоритеты системы образования:
— единство образовательного пространства РФ;
— единство учебной и воспитательной деятельности;
— развитие личностных качеств для адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды;
— безопасное исследование цифровых технологий.
ФГОС включает требования к основной образовательной программе:
— к структуре ООП;
— к результатам ООП;
— к условиям реализации ООП.
Какие результаты должна обеспечить выпускникам современная школа:
— предметные;
— метапредметные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция;
— личностные.
Выпускник должен знать способы решения задач, уметь совершать логические действия и операции, искать, отбирать, структурировать информацию, моделировать, владеть смысловым чтением. В коммуникативной деятельности должен уметь выражать свои мысли, ставить вопросы, разрешать или предотвращать конфликты, управлять поведением партнера, планировать учебное сотрудничество.
Важным пунктом ФГОС третьего поколения является понятие «функциональная грамотность», это:
— математическая грамотность;
— читательская грамотность;
— цифровая/компьютерная грамотность;
— креативное и критическое мышление;
— глобальные компетенции.
Согласно ФЗ от 24.09.2022 №371-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в РФ» и статью 1 ФЗ «Об обязательных образовательных требованиях РФ» обучение по единым федеральным общеобразовательным программам будет реализовываться с 1 сентября 2023 года.
По обновленным ФГОС предусмотрено усиление воспитательного компонента в образовании.
В программно-методическом обеспечении общего образования обучающихся с ОВЗ появилось два новых раздела: «Федеральная рабочая программа воспитания» и «Федеральный календарный план воспитательной работы».
Евгения Михайловна Белокрылова, заместитель директора по учебной работе, выступила с докладом «Новые ФГОС: изменения при реализации АООП для обучающихся с нарушением слуха в 2022-2023 учебном году»:
— С 1 сентября 2022 года ФГОС ООО начал действовать в каждой образовательной организации. В Центре специального образования два класса с нарушением слуха начали обучение по обновленным ФГОС, — рассказала она. — В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают преемственность основных государственных программ. Полный переход на обновленный ФГОС начальной школы завершится в 2025/26, основной школы – в 2026/27 учебном году. Образовательные организации реализующие АООП ООО закончат переход на новый стандарт в 2027/2028 учебном году.
Для организации основного общего образования обучающихся с нарушением слуха разработана адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования с учетом требований ФГОС ООО и опорой на программные материалы ПАООП обучающихся с нарушением слуха. (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22). АООП ООО для обучающихся с нарушением слуха в Центре специального образования разработана в соответствии с указанными требованиями, и срок обучения составляет 6 лет. При освоении адаптированной программы объем аудиторных часов не превышает 6018.
В учебный план внесены следующие изменения:
— из обязательных предметов исключен учебный предмет «Музыка»;
— в предметную область «Русский язык и литература» включен учебный предмет «Развитие речи», по которому предметные результаты разработаны самостоятельно с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состоянием слуховой функции;
— в предметной области «Математика и информатика» учебный предмет «Математика» включает учебные курсы: «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»;
— в предметной области «Общенаучные предметы» учебный предмет «История» включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история»;
— в предметной области «Основы духовно — нравственной культуры народов России» осуществляется выбор одного из учебных курсов ( учебных модулей) из перечня, предлагаемого организацией, определяется по заявлению обучающих, родителей (законных представителей);
— в Центре специального образования выбран учебный предмет (модуль) «Основы религиозных культур народов России»;
— внесены изменения в сроки и продолжительность изучения иностранного языка;
— исключен учебный предмет «Физическая культура» и включен учебный предмет «Адаптивная физическая культура», предметные результаты по которой определены образовательной организацией с учетом состояния здоровья обучающихся.
Программа коррекционной работы
Цель: определение и реализация в образовательно-коррекционном процессе комплексной системы педагогической, психолого-педагогической и социально-педагогической помощи обучающимся с нарушениями слуха для успешного освоения адаптированной основной образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности обучающегося для самореализации в обществе.
Задача программы:
— выявление особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха в ходе комплексного психолого-педагогического обследования;
— разработка и реализация Индивидуального плана коррекционно-развивающей работы каждого обучающегося с нарушением слуха с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА, а также ПМПК образовательного учреждения по результатам комплексного психолого-педагогического обследования;
— разработка и проведение коррекционно-развивающих курсов в соответствии с Индивидуальным планом коррекционной работы каждого обучающегося с нарушением слуха, реализуемых в процессе внеурочной деятельности:
- РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ТЕХНИКА РЕЧИ (фронтальные занятия);
- РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ;
- РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Внесены изменения в структуру рабочей программы воспитания. Новые стандарты конкретизируют содержание календарного плана воспитательной работы, который входит в организационный раздел АООП ООО.
План содержит перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит Центр специального образования.
При реализации ФГОС ООО выявлены проблемы преемственности образовательных программ по учебному предмету «Иностранный язык» (английский) между начальным и основным образовательными уровнями. Об этом подробно в своем докладе рассказала Елена Васильевна Кузьмина.
Алексей Александрович Номоконов, директор Центра, подвел итоги. Педагоги проголосовали за принятие решений педагогического совета.
Материал подготовила Е.В. Муратова